Восстановление речи после инсульта
Восстановление речи после инсульта. Автор фото freepik

Нарушение речи или афазия считается одним из самых распространенных осложнений после инсульта. Возникает оно вследствие поражения определённой зоны в головном мозге. Поэтому реабилитация пациента после инсульта обязательно включает восстановление речевых функций. 

Возвращением человека к нормальной жизни занимаются терапевты, неврологи, психотерапевты, нейрохирурги. Если в учреждении есть логопед для восстановления речи после инсульта, то начинать развивать речь можно практически с первых недель после приступа, после нормализации общего состояния больного. Восстановить речь у постинсультника можно и в домашних условиях, применяя специальную систему упражнений, разработанную дефектологами.

Что нужно, чтобы восстановить речь после инсульта?

Потеря речи — результат поражения речевого центра головного мозга. Чтобы понять, как восстановить речь после инсульта, нужно в первую очередь обратиться к специалисту, который оценит степень поражения мозга, перспективы восстановления функции и разработает методику занятий. 

Часто человек, переживший инсульт, может даже не понимать о чем идет разговор, не сможет в этом случае он писать и читать. Бывают и другие нарушения при инсульте, например, излишняя многословность: пациент очень много говорит, при этом не думая о значении произнесенных слов, свободно заменяя их на похожие по звучанию. 

Иногда пропадает способность запоминать различные названия, имена, в этом случае постинсультник не употребляет существительные в разговоре. Естественно, что каждый вид нарушения требует особого подхода.

Восстановится речь или нет, зависит от трех составляющих — терпения родных, упорства пациента и компетентности врача. В течение нескольких дней после инсульта часто отмечается полная афазия, когда человек не в состоянии говорить, понимать человеческую речь и даже узнавать людей. Если начать лечение вовремя, то пациент начинает реагировать на обращения к нему, вспоминать знакомые лица, но говорить пока не может. Понадобится время прежде, чем артикуляция восстановится полностью. К сожалению, иногда на это уходят годы.

Советы для родных человека, перенесшего инсульт

Как быстро и качественно восстановится речь, зависит от множества параметров, но в первую очередь влияет психологический настрой пациента. Психологи советуют в процессе реабилитации после инсульта следовать следующим правилам:

  • К больному нельзя подпускать посторонних или близких людей, которым безразлично его состояние. Такое общение чаще вызвано обязательствами, когда все вокруг считают нужным посетить заболевшего. В первое время после инсульта такие визиты утомляют пациента, а когда он начинает полностью воспринимать происходящее, оставляют неприятный осадок. У человека, пережившего столь тяжелый приступ, должны быть только положительные эмоции. 
  • Нельзя разговаривать с человеком, как с инвалидом или неполноценным. В начальный период реабилитации речи такое общение будет сводить все занятия к нулю, так как пациент будет подражать интонации и поведению «сюсюкающих». Если же больной адекватен и все понимает, такое общение будет его пугать отсутствием перспектив восстановления возможностей, статуса и т.д. Чтобы быстрее восстановить речь, нужно быть внимательным, стараясь понять что хочет выразить больной — это придаст ему уверенности в собственных силах. Чтобы не происходило, нужно обращаться к человеку спокойно, настраивая на скорое выздоровление. Очень важно отмечать даже небольшой прогресс. 
  • Некоторые пациенты с удовольствием слушают любимую музыку. Но включать радио или телевизор можно несколько раз в день ненадолго — шум быстро утомляет и может вызвать приступ головной боли — для постинсультников такое состояние мучительно. Можно читать интересные легкие для восприятия произведения, рассказывать об интересных событиях, происходящих в семье.
  • Важно прислушиваться к мнению больного и подчеркивать, что оно для вас много значит. 

Врачи советуют проявлять к пациенту больше внимания, заботы, но в разумных рамках, иначе можно довести его до эмоционального угнетения. А работать с человеком в таком состоянии очень непросто.

Занятия с логопедом и психотерапевтом

Логопед — специалист, исправляющий дефекты речи. Психотерапевт занимается коррекцией психических проблем.  Работа специалистов с постинсультниками идет по определенной схеме:

  • Знакомство с пациентом. Оценка общего состояния, возможностей, реакции на различные типы обращения — нормальный разговор, шепот, вопросы и т.д.
  • Разработка методики, подразумевающая постепенное усложнение заданий. Специалист ставит перед собой цель научить больного улавливать общий смысл слова, а не произносить звуки отдельно. Темы для занятий подбираются, исходя из степени их важности для человека.
  • Когда звуки и слова отработаны, пациенту предлагается закончить начатую им фразу. Уже через некоторое время пациент может выражать свои мысли сначала короткими предложениями, потом нормальными фразами.

Занятия включают разносторонний подход. Например, очень нравятся пациентам, пережившим инсульт, музыкальные занятия. Если включить любимую музыку, больной начинает подпевать, поначалу нечетко и не всегда правильно, но со временем звуки фразы уточняются. Музыка хорошо влияет на настроение и заставляет думать — пациент вспоминает не только мотив, но и слова. Во время пения отлично прорабатывается произношение гласных звуков, а желание попасть в ритм восстанавливает скорость речи. 

Если пациент может рисовать, то врач предлагает ему срисовывать картинки — эта методика отлично развивает память, развлекает человека. Кроме этого, он может видеть результаты. Ещё одна игра на развитие памяти, мышления и речи — звуковой кроссворд. Доктор называет предметы, а пациент пытается сказать, для чего они нужны или что обозначают.

Сразу после инсульта занятия длятся всего 15 минут, примерно через 1-1,5 месяца они могут продолжаться по полчаса и более.

Восстановление речи после инсульта в домашних условиях

Выполнять какие-либо упражнения дома можно только по назначению врача. Желательно, чтобы во время занятий лишних родственников рядом не было, ведь очень часто на их лице читается выражение нетерпения или разочарования. Это не способствует выздоровлению больного. Нужно понимать, что для пациента восстановление речи часто дается даже труднее, чем малышу, который только учится говорить. 

Начать занятия нужно как можно раньше. Если реабилитация больного начата поздно, то срок возвращения речи значительно продлевается. Могут остаться некоторые дефекты речи, но оптимистично настроенные пациенты прекрасно справятся и с этим.

Для занятий на дому рекомендуются упражнения для улучшения работы мышц, принимающих непосредственное участие в речи. Повторять каждое упражнение нужно 10-12 раз.

  1. Вытянуть губы трубочкой, несколько секунд подержать и расслабить.
  2. Нижней челюстью схватить верхнюю губу.
  3. Завернуть язык к мягкому небу.
  4. “Цокать” языком.
  5. Свернуть язык трубочкой.
  6. Открыть рот, вытянуть вперёд шею и высунуть язык.
  7. То же самое упражнение, только с шипением.
  8. Облизывать языком губы по кругу сначала в одну сторону, потом в другую.
  9. Делать то же самое, только с закрытым ртом.
  10. Пытаться достать языком до подбородка и кончика носа.
  11. Завершая занятие, можно посылать воздушные поцелуи и широко улыбаться.

Занимаясь с пациентом, важно понимать, что сначала может получаться не все. В этом случае не нужно настаивать на идеальном результате. Также стоит учитывать то, что больной может не заниматься в одиночестве, поэтому вам придется взять на себя роль доктора. 

Многие люди стесняются повторять смешные упражнения — справиться с застенчивостью помогут совместные занятия — выполняйте упражнение одновременно с больным, перенесшим инсульт. 

Старайтесь как можно больше времени посвящать родному человеку — внимание, забота и желание помочь обязательно сделают свое дело — речь, утерянная при инсульте, обязательно восстановится.