Реабилитация при детском церебральном параличе – это шанс для малыша на полноценную и активную жизнь, социальную и бытовую адаптацию.
Патология ствола мозга и нервных клеток, характерная при ДЦП, приводит к нарушению двигательной и координационной функции, психического развития, скованности мышечных тканей, проблемам со слухом, зрением и речью. Реабилитация при ДЦП реализует комплекс разноплановых мероприятий, направленных на нормализацию двигательной активности, улучшение речевых и слуховых возможностей, коррекцию психоэмоционального состояния, приобретение навыков самостоятельного обслуживания.
При подтверждении диагноза ДЦП реабилитационные мероприятия следует начинать как можно раньше, желательно еще в первый год жизни малыша.
Методики реабилитации при ДЦП
В современной медицинской практике применяется целый ряд восстановительных методик, эффективность которых подтверждена результатами и врачебным опытом:
- Методика Козявкина – включает наиболее обширный комплекс реабилитационных мероприятий: мануальная терапия, электростимуляция мышечного тонуса, лечебный массаж, механотерапия, ношение костюма, корректирующего движения, использование продуктов пчеловодства, ритмическая физкультура и др. Такой системный подход открывает новые возможности к освоению двигательной функции и обеспечивает нейропсихологическую реабилитацию при ДЦП.
- Бобат-терапия – заключается в активизации работы поврежденных участков мозга за счет разнообразных раздражителей (громкий звук, яркий свет, привлекающая внимание игрушка и т.д.). Реабилитолог выполняет корректирующую роль и занимается с ребенком специальными физическими упражнениями.
- Войт-терапия – индивидуальный комплекс упражнений, в котором основная роль отводится рефлексам ползания и поворота. Упражнения с ребенком выполняют родители (для этого необходимо пройти специальное обучение) не менее 3 раз в сутки.
- Методика Монтессори – основывается на стимулировании определенного участка в конкретный период времени. Например, функция социальной адаптации развивается с 3 до 6 лет и в этот период необходимо активизировать работу участков головного мозга, отвечающих за указанную способность. В рамках этого подхода разработан целый комплекс материалов, которые малыши используют для самостоятельного обучения и расширения кругозора.
- Методика ДПК (динамическая проприоцептивная коррекция) – применяется для пациентов от трех лет. Суть ее заключается в минимизации двигательных дефектов посредством ношения специального устройства-костюма «Гравитон».
- Дельфинотерапия – самый радостный и приятный для детей способ реабилитации. Занятия с дельфинами проводятся в игровой форме под присмотром тренера, реабилитолога и родителей. В процессе общения с животным у ребенка активизируется зрительная, двигательная, тактильная и речевая функции, малыш выходит из состояния замкнутости и страха. Водные занятия – это еще и своего рода гидромассаж, полезный для спазмированных мышц ребенка.
- Иппотерапия – предполагает занятия с лошадьми. В процессе этого способа реабилитации ребенок знакомится с животным и «учится» верховой езде. Во время движения лошади пациент рефлекторно тренирует свои мышцы, пытаясь занять удобную и безопасную позу. Кроме того, малыш получает яркие впечатления и позитивные эмоции, что также положительно сказывается на его физическом состоянии.
Направления и цели реабилитации при ДЦП
Конкретная программа реабилитации при ДЦП составляется индивидуально для каждого ребенка в зависимости от степени тяжести заболевания, мотивации малыша и родителей, материальных возможностей семьи.
Опытный врач-реабилитолог составляет план восстановительных действий, выбирая конкретные способы восстановления в каждом из основных реабилитационных направлений:
- Физическая реабилитация (двигательная терапия) – лечебная физкультура и гимнастика, водные занятия, механотерапия, корректирующие движение корсеты и костюмы, лечебный массаж, физиотерапия, кинезиотерапия, нейромиостимуляционное воздействие на мышцы и др.;
- Фармакотерапия – медикаментозная поддержка актуальна для пациентов младшей возрастной группы. Используются противосудорожные, метаболические, сосудистые препараты для снятия болевого синдрома, уменьшения мышечных спазмов, предотвращения эпилептических припадков и т.д.;
- Развитие речевого и слухового аппаратов – постановка речи, дыхательная гимнастика, массаж артикуляционной системы, применение вибромассажеров для работы с биологически активными точками на теле, использование компьютерных возможностей (программы «Дельфа -142», «Игры для тигры», обучающие блоки по фонематическому восприятию);
- Нейропсихологическая реабилитация при ДЦП – коррекция психоэмоционального состояния, самооценки, поведенческих навыков, сформировавшихся черт характера, приобретение способности психологического расслабления и спокойствия, снижение агрессивности и тревожности;
- Адаптация к школьной среде – работа с педагогом-дефектологом, непосредственно учебные занятия по специально разработанной программе, организация отдыха и досуга.
Главная цель всех реабилитационных мероприятий – интеграция больного ребенка в социум и достижение им физической, психологической, экономической и социальной независимости.