Некоторые ученики не могут спокойно сидеть на уроках: «ерзают» на стульях, мешают вести занятия. Такое поведение необязательно указывает на плохой характер. Такие симптомы могут быть связаны с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (гиперкинетическое расстройство, СДВГ).
Люди, страдающие этим расстройством, имеют сложности с самоконтролем: у них необычное поведение и задержка двигательных и эмоциональных реакций.
Рассказываем о симптомах СДВГ, лечении и прогнозе патологии.
Что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности по оценкам ученых встречается у 4-8% детей раннего школьного возраста (6-9 лет), в основном у мальчиков. В последующие годы заболеваемость снижается на 50% каждые 5 лет.
Полная ремиссия расстройства происходит примерно у 1/3 пациентов с СДВГ. У 1/3 взрослых людей сохраняются некоторые особенности гиперкинетического расстройства, особенно в отношении дефицита внимания, которые называются ADD (от Adult Attention Deficit Disorder). У остальных во взрослой жизни сохраняется весь спектр симптомов.
Симптомы СДВГ
Психомоторные гиперактивные дети проявляют характерный набор поведенческих особенностей, проявляющихся в повседневной деятельности, играх, при выполнении домашних заданий, в контактах со сверстниками. Дополнительное осложнение — специфические трудности в обучении.
Симптомы СДВГ у малышей
Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут возникнуть уже в младенчестве. Малыши в основном страдают от нарушений сна. Он неглубокий, больной ребенок легко просыпается и с трудом засыпают. Двигательная активность чрезмерно усиливается, проявляется в быстрых движениях, ярких жестах и мимике, в значительном эмоциональном возбуждении.
Симптомы СДВГ у дошкольников
В младенческом и дошкольном возрасте могут отмечаться:
- задержка речевого развития;
- заикание;
- трудности в артикуляции звуков.
Полноценные симптомы гиперкинетического синдрома формируются в возрасте от четырех до шести лет. Уже тогда можно заметить гиперактивность движений, изменчивость интересов и нарушения внимания.
Симптомы СДВГ у школьников
Вышеперечисленные симптомы особенно обостряются в школьном возрасте. У некоторых детей также наблюдается задержка речевого развития, что может проявляться в трудностях в построении связных высказываний.
Студенты, страдающие гиперкинетическим расстройством, также часто не соблюдают грамматические и стилистические правила при письме и в речи. Также больные характерно часто отклоняются от темы, переходят от темы к теме.
Характерная особенность, когда речь идет о симптомах СДВГ, — отсутствие способности следовать установленным правилам или проблемы с регулированием собственного настроения, мотивации и уровня возбуждения. Поэтому дети, страдающие СДВГ, обычно чрезмерно подвижны, «их много», у них проблемы с фокусировкой внимания. Обычно даже во время занятий они прыгают, бегают, часто не могут сесть на скамейку, могут встать, помахать руками, ища возможность хоть как-то разрядить энергию движением.
Просьбы учителей соблюдать правила обычно не работают.
Однако не только этот вопрос может стать источником проблем в школе. Несомненное препятствие в процессе обучения — трудности с фокусировкой внимания или небрежное письмо из-за слишком быстрых и неточных движений.
Другая проблема — чрезмерная импульсивность. Дети с СДВГ хотят сделать все «немедленно». Ожидание расстраивает их. Очень метко импульсивность в двигательной сфере представлена следующими предложениями:
- Я бегу туда, куда хочу.
- Я беру то, что хочу.
- Я трогаю то, что мне нравится.
- Я бью, когда что-то меня расстраивает.
- Я делаю все раньше, чем думаю.
Более того, люди с СДВГ обычно имеют ряд проблем:
- плохое чувство течения времени;
- тенденцию забывать о прошлых событиях;
- ослабленную способность размышлять о том, что произошло;
- проблемы с прогнозированием последствий действий.
Симптомы СДВГ у взрослых
Когда молодой человек с СДВГ вступает во взрослую жизнь, клинические симптомы синдрома могут измениться. У взрослых часто наблюдается меньшая гипермобильность, при этом на первый план выходит дефицит внимания.
Взрослый человек с СДВГ часто:
- Не обращает внимания на детали и допускает ошибки, возникающие в результате невнимательности — неточно выполняет работу;
- Испытывает трудности с поддержанием внимания во время длительных разговоров, чтения длинных текстов, избегает задач, требующих более длительных умственных усилий;
- Создает впечатление, что он не слушает собеседника, убегает от темы разговора;
- Имеет проблемы с организацией работы, пунктуальностью, поддержанием порядка;
- Забывает о повседневных обязанностях (оплата счетов, встречи и т.д.), теряет вещи, необходимые для выполнения задач (телефон, очки и т.д.);
- Чрезмерно разговорчив, прерывает высказывания окружающих, отвечает на вопросы до того, как они будут произнесены до конца;
- Игры с предметами, встает или беспокоится, когда ситуация требует более длительного сидения, например, на совещаниях;
- Имеет проблемы с ожиданием своей очереди.
Причины СДВГ
Среди причин СДВГ следующие факторы:
- Сбои в работе мозжечка или префронтальной коры. Последняя отвечает за образ поведения, устойчивость к нарушениям, развитие самосознания и чувства времени. Мозжечок, в свою очередь, участвует в т. ч. в отключении автоматических реакций, позволяя коре головного мозга, например, детально анализировать информацию.
- Генетика. В настоящее время большинство ученых склоняются к тому, что синдром СДВГ – это расстройство, в формировании которого участвует несколько генов.
- Дисбаланс нейромедиаторов. Установлено, что может быть ответственен за возникновение расстройства дофамин. У людей с СДВГ, этот гормон достигает слишком высокого уровня. Другие исследования показывают, что у них есть дисбаланс между норадреналином и дофамином. Соответствующий уровень последнего отвечает за желаемое состояние готовности получать и обрабатывать заданную информацию и ориентироваться на один стимул. Дофамин в нужном количестве позволяет отказаться от неактуальной информации и сосредоточить и сохранить внимание на одной задаче. Второй передатчик, норадреналин, отвечает за быстрое распознавание стимула, представляющего угрозу, и мобилизует организм на действие. Существует мнение, что дефицит этого вещества означает, что организм остается в состоянии постоянной стимуляции.
- Семейная и школьная среда. Играют ключевую роль в правильном развитии ребенка. Атмосфера и система воспитания, царящая дома и в школе, оказывают очень большое влияние на ребенка.
Хотя следует с уверенностью констатировать, что СДВГ не является следствием образовательных ошибок, например, отсутствие четко установленных правил и норм, которые должны применяться, или напряженная атмосфера дома могут быть причиной усиления симптомов расстройства.
Диагностика СДВГ
Диагноз СДВГ обычно ставит психолог или психотерапевт. Родители часто приходят к специалисту с детьми по направлению педагогов, ежедневно наблюдающих за поведением ребенка. Чтобы диагностировать СДВГ, должны быть симптомы, в т. ч. расстройств внимания, чрезмерной активности или импульсивности, которые сохраняются в течение не менее 6 месяцев до такой степени, что приводят к дезадаптации или несовместимы с уровнем развития ребенка.
Например:
- Частое невнимание к деталям или частые небрежные ошибки в школьной работе, на работе или других видах деятельности.
- Частые неудачи в поддержании внимания к задачам или действиям, связанным с игрой.
- Частое избегание или сильное нежелание выполнять такие задачи, требующие постоянных умственных усилий.
- Частые беспокойные движения руками или ногами.
- Ерзание при сидении.
- Преувеличенная шумность в игре, трудность сохранения спокойствия во время отдыха.
- Частые ответы до того, как вопрос будет закончен. Неумение выслушать.
Диагностика СДВГ у взрослых связана с рядом трудностей, особенно если диагноз не был поставлен в детском возрасте. Симптомы синдрома могут маскироваться другими, часто сопутствующими СДВГ психическими расстройствами:
- депрессией;
- биполярным расстройством;
- тревожными расстройствами.
Установлено, что около 80% взрослых с СДВГ борются одновременно хотя бы с одним сопутствующим психическим расстройством, из которых чаще всего упоминаются алкоголизм, антисоциальные расстройства личности, депрессия, тревожные расстройства.
Особенно сложным период для людей, страдающих СДВГ, — время подросткового возраста, в течение которого изменения, физиологически происходящие в организме, оказывающие сильное влияние на психическое равновесие, дополняются изменениями особенностей симптомов. Отсутствие успеха в сочетании с постоянно получаемыми негативными замечаниями и событиями делает все более трудным для молодого человека с СДВГ воспринимать себя положительно, что увеличивает риск зависимости или депрессии во взрослой жизни.
Лечение СДВГ
Лечение СДВГ обычно состоит из объяснения причин расстройства, использования индивидуальной психологической и семейной терапии и различных поведенческих вмешательств родителями и учителями. В качестве вспомогательного лечения иногда используется фармакотерапия, в которую обычно входят психостимуляторы, антидепрессанты.
Во время встреч с психотерапевтом родители узнают, среди прочего, что:
- цель, к которой должны привести действия ребенка, не должна быть слишком далекой;
- желательно последовательно приучать ребенка к завершению начатого задания;
- нужно контролировать и напоминать об обязательствах;
- объем конкретных обязанностей должен быть адаптирован к возможностям и ограничениям ребенка.
Лечение взрослых основано на фармакотерапии и психотерапии, особенно когнитивно-поведенческой терапии. Использование в терапии СДВГ включает, среди прочего, антидепрессанты и препараты, действующие на нейротрансмиттеры, активирующие центральную нервную систему, что увеличивает способность концентрировать внимание и улучшать настроение.
Психотерапия необходима из-за того, что у больного СДВГ часто сопровождается проблемами с самооценкой, тревогой, тревогой, депрессией и другими сопутствующими психическими расстройствами. Фокус лечения зависит от преобладающего психического расстройства, например, тяжелая депрессия против симптомов СДВГ — лечение может быть направлено на лечение депрессии в первую очередь.
Прогноз и осложнения СДВГ
У 70% детей симптомы сохраняются в подростковом возрасте, а у 10% — даже во взрослом возрасте. Поэтому лечение необходимо, чтобы облегчить ребенку функционирование в школьной среде, где его обычно воспринимают как «невоспитанного» или «непослушного».
Следствие такого мнения — худшее психическое состояние ребенка, который, отвергнутый сверстниками, имеет низкую самооценку. Трудности с фокусировкой внимания и, например, резкие движения, приводящие к размытому письму, в свою очередь, означают, что ребенок достигает школьных результатов ниже своих возможностей.
Разочарование, связанное с трудностями в функционировании, также может привести к пристрастию к никотину или алкоголю, а импульсивность к различным видам травм, вызванных драками.
Профилактика СДВГ
Ввиду причин формирования синдрома сложно говорить об эффективной профилактике. Безусловно, беременным следует избегать ситуаций, способных привести к травмам плода. Также доказана высокая профилактическая эффективность правильной диеты при беременности. Она должен быть богата рыбой.
Также важно не допустить усиления симптомов заболевания посредством соответствующего родительского поведения. Важно выполнять ряд условий:
- Установите распорядок дня. Большинству детей нравится, когда ритм дня постоянен. Привычное время вставания, приема пищи, обязанностей и отхода ко сну, дает им чувство безопасности и постоянства.
- Ограничьте стимулы. В связи с тем, что ребенок легко отвлекается, следует выдерживать дома тишину. Следует избегать громкой музыки, приглашая часто и много гостей, нужно ограничить сидение перед телевизором и компьютером. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок мог сосредоточиться на одном занятии. Когда он ест, не позволяйте играть. Когда читает, не давайте есть и так далее.
- Говорите ясно и кратко. Вместо: «Почему ты не убрался в комнате», правильнее сказать: «собери кубики». Вместо «сейчас прольешь» — «держи стакан двумя руками».
- Планируйте мероприятия. Гиперактивных детей выводит из равновесия все внезапное и неожиданное.
- Прогнозируйте события для ребенка. Необходимо разбить будущие задачи на более простые, менее отдаленные занятия и сразу же вознаградить за успех. Цель этих методов лечения — замена внутренних, неправильно функционирующих информационных систем, правилами и мотивациями.
- Избегайте вербальной и физической агрессии. Агрессивность сильно стимулирует ребенка и может привести к невротическим симптомам: страхам, ночному недержанию мочи, компульсии и защитным реакциям: высокомерное отношение, агрессия, ложь и неправильное развитие личности.
Советы для родителей, имеющих детей с СДВГ
Советы для родителей детей с СДВГ, облегчающие организацию дня и работы с ребенком:
- Обсудите правила перед стартом задачи.
- Ставьте только одну задачу, остальное пишите списком.
- Говорите кратко.
- Убедитесь, что ребенок слушает, попросите повторить.
- Уберите отвлекающие объекты (будильник, телефон) перед работой.
- Не замечайте того поведения, которое никого не беспокоит.
- Используйте напоминания – графические или словесные.
- Составьте ежедневный график дел с ребенком.
- Составьте план для каждого вида деятельности.
- Обращайте внимание на положительные моменты.
- Не вмешивайтесь в творческую деятельность ребенка.
- Ведите переписку с преподавателями.
- Делайте с ребенком домашние задания.
- Установите фиксированное время выполнения домашнего задания и поощрения после завершения работы.
- Хвалите ребенка, следите за тем, чтобы в ежедневной беседе было больше похвалы, чем замечаний.
Как справиться с СДВГ у взрослых
Некоторым взрослым, страдающим СДВГ, удается преодолеть многие симптомы этого синдрома. Успешны в этой области люди, вращающиеся в среде, способствующей адаптивному функционированию, и учащиеся компенсировать собственные недостатки, например, выбирая образ жизни, поддерживающий работу, чтобы минимизировать разрушительное воздействие расстройства.
Соответствующие условия, например, поддерживающий партнер, профессия, стимулирующая внутреннее развитие, открывают возможности для людей с СДВГ раскрыть скрытый потенциал. Доказано, что взрослые с СДВГ часто характеризуются высоким уровнем креативности, умением находить нестандартные решения, способностью мыслить нестандартно, высокой жизненной энергией и склонностью к принятию спонтанных решений, что во многом компенсирует дефициты, возникающие в результате расстройства.