Малыш ползет

Ползание – важный этап развития, подготовка к вертикальному положению. Это умение заложено природой. Кто сам начинает ползать, у того нужно стимулировать процесс. Кто не желает самостоятельно двигаться – учить: играть, делать массаж, упражнения и гимнастику.

Нормы и сроки и что на них влияет

Таблица: Особенности развития навыков ребенка

Возраст (месяц)Особенности развитияНавыки
1–3Лежа на спине, двигает конечностями. К 2 месяцам переворачивается. К 3 – поднимает голову, удерживает на весу. Это первое условие подготовки к ползанию. Не ползает
3–6Уверенно держит голову, лежа на животе. Приподнимается на локти, руки. Пытается передвигаться на руках и животе. Садится. Некоторые встают на четвереньки.Ползает
8–10Уверенно сидит, передвигается на четырех опорах. Встает в кроватке.Ползает
10–12К положению на четвереньках дополняется вертикальное на ножках. Первые шаги без опоры. Ползает

В норме малыш начинает ползать на четвереньках с пятого по десятый месяц. В большинстве случаев после того, как научится сидеть.

Все индивидуально: некоторые дети в 5 месяцев начинают ползать и к 7 легко передвигаются по свободной площади. Другие только пытаются вставать, но не ползают. В этом случае можно помочь малышу.

Во сколько месяцев можно ребенка учить ползать? Если не освоил навык к 7 месяцам, необходимо принять меры. Особенно если малыш пухлый. Требуется физическое укрепление спины и шеи. При переходе на стояние и хождение важно избежать искривлений и подготовить организм.

Если есть необходимость, после полугода нужно учить ребенка через личный пример, стимуляцию, поддержку. А помогать, способствовать развитию мышечного скелета важно с рождения.

Как ползают дети

На животе

Лежит, приподнимает голову и плечи. Подтягивает себя вперед руками, приподнимаясь, и опускается. Работают одновременно обе верхние конечности.

По-пластунски

Опора на живот, подняты голова и предплечья. Работают верхние конечности. Основа движений – повороты вправо-влево. Перемещение вперед за счет локтей и одного колена.

На четвереньках

Опора на две руки и колени. Живот высоко, основной упор на ноги. Сначала коленки почти не отрываются от пола, малыш балансирует на руках. Затем ручки и ножки действуют с одинаковой активностью.

Как понять, что ребенок скоро поползет? Младенец уверенно держит голову, поднимает плечи, корпус, упираясь ладонями в пол. Поворачивается в стороны с помощью рук, подключает колени. Отрывает живот от пола. Из положения сидя или лежа встает на четыре опоры и балансирует.

Прием невролога МЦ ДА
Прием невролога МЦ ДА

Гимнастика и упражнения для ползания

Укрепление верхней части туловища:

  1. «Дотянись до игрушки». Ребенок на животе. Перед ним на высоте интересная для него игрушка (предмет). Заинтересовавшись, малыш будет тянуться к ней, подниматься на ручки. Укрепляются мышцы, тренируется навык переменной смены рук.
  2. «Опора на руки». Младенец лежит на твердой поверхности на животе. Следует нежно приподнимать плечики, давая ребенку опереться на ручки. Усваивается навык, укрепляются верхние конечности.
  3. «Тачка». Положить игрушку подальше, но в поле зрения. Приподнять малыша, фиксируя ладонью под грудью, с возможностью опоры на руки. Придерживая ноги, стимулировать двигаться к игрушке, перебирая руками, слегка подталкивать.

Укрепление ног:

  1. «Лягушка» выполняется на твердой поверхности в положении лежа на животике. Необходимо держать малыша за голени, сгибать ножки, колени при этом уходят в сторону, разгибать. Сделать 5–7 раз, задержать в согнутом положении. Ребенок начнет отталкиваться, чтобы выпрямить ножки, с каждым разом сильнее.
  2. «Лягушка» лежа на спине. Взять за ножки, ладонями прикрывать колени. Ноги согнуть к животу. Расправить в сторону, колени наружу, как у лягушонка. Свести вместе, выпрямить. Повторить несколько раз.
  3. «Ножки вверх». Малыш на спине, держать ножки выпрямленными, не давать сгибаться. Поднимать аккуратно, медленно вверх на 90о, так же плавно опустить. Повторить несколько раз.
  4. «Опора к пяточкам». Положение лицом вниз. Немного согнуть ножки, делать опору на пяточки. Постепенно ребенок начнет отталкиваться и подтягивать ножки к животу.

Умение ползать на четвереньках (после укрепления навыка держать опору):

  1. «Черепаха». Делается вдвоем. Один держит малыша на весу с касанием рук и ног пола, второй постепенно передвигает левую ручку и правую коленку. Затем правую руку и левую коленку.
  2. «Вожжи». Делаются из мягкой ткани, полотенца или простынки. Материал прокладывается под грудь и живот. Взрослый поднимает за концы, стимулируя кроху встать на четвереньки. Дальше нужно заинтересовать ребенка и побудить двигаться вперед.
  3. «Пример». Показать другого малыша с навыком или взрослого. Пригласить в компанию ребенка постарше. У младенца возникнет желание двигаться аналогично, чтобы повторить, или поделить игрушки. Либо в качестве игры взрослому вставать на четвереньки и ползать рядом.

Каждый малыш нуждается в любви и заботе. Важно применять упражнения для поддержки ребенка, а не для ускорения его взросления, дабы не навредить физическому развитию.

Массаж общеукрепляющий

  • Поглаживание рук и ног. Чадо на спинке, ножками к массирующему. Теплой ладонью гладить внутреннюю поверхность ручки от кисти к локтю, от локтя к плечу. Затем ступню большим пальцем вверх-вниз восьмеркой. Прогладить каждый пальчик. Ладонью – заднюю часть голени, бедро.
  • Массаж груди и спины. Гладить грудь ладонью от середины в сторону. Затем животик кругами, вверх-вниз, от поясницы к пупку. Переворот, спинку поглаживать вверх тыльной стороной и вниз – ладонью.

После поглаживания аналогично провести растирание ручек и ножек (добавляется после 3 месяцев). Обхватывается запястье большим и средним пальцем. Скручивающими движениями подушечек растирать от запястья к локтю и выше. Ступню – от пяток к пальчикам и обратно. Голень и бедро – основанием ладони или подушечками пальцев, исключая область колена.

Растирать грудь, спинку и ягодицы. Ритмичные, но аккуратные надавливающие движения после поглаживания. Направления аналогичные: подушечками согнутых пальцев грудь массировать от середины к краю, спину и ягодицы – вверх и вниз.

Круговые движения рук добавляются в возрасте 3–4 месяца. Одновременно правая рука – по часовой стрелке, левая – против.

После 4 месяцев добавляется массаж ног: разминание и вибрация (постукивание), словно мягко и аккуратно замешивается тесто. И валяние – нога между ладонями, движения в противоположные стороны, словно лепишь из снега форму.

К массажу живота добавить пощипывание вокруг пупка.

На спине и ягодицах – пиление ребром ладони по всей области, вверх-вниз и сминание кожи между пальцами снизу вверх.

Игры с ребенком

  • Доползи до погремушки. На расстоянии от малыша кладется погремушка, чтобы он мог предпринять попытки ползти и взять ее. Дать возможность изучить добычу. Забрать, отложить, чтобы снова дополз. Повторить несколько раз.
  • «Паровозик». Наклеить ленту на полу перед ребенком. Положить любимый предмет. С другой стороны самому начинать ползти, говоря, что паровозик отправляется.
  • Через мамину преграду. Сесть боком к малышу с вытянутыми ногами, игрушкой стимулировать перелезть через ноги и достать желаемое. Плохо ползающему можно помочь мамиными ногами перекатиться.
  • Прятки с любимой игрушкой. Показать любимую куклу или машинку. На расстоянии спрятать под платочек. Открыть платочек, приговаривая: «Ку-ку, где? Вот она». Стимулировать доползти и найти. Перекладывать в разные места.
  • Догонялки. Любимым предметом имитировать убегание, постепенно отдалять, чтобы у ребенка возникло желание догнать.
  • Под аркой. Соорудить из подручных материалов арки, показать, как под ними ползти. С другой стороны эмоциями или любимой игрушкой манить малыша к себе.
  • Необычные предметы. На расстоянии класть непривычные, новые для ребенка предметы: косметичку, зеркало, пылесос, кухонные принадлежности.

Мнение доктора Комаровского

Врач-педиатр Евгений Комаровский советует родителям не торопить события, не обращать внимания на других детей. Вовремя посещать детского доктора и прислушиваться к его мнению. Следить за самочувствием ребенка.

Делать массаж в домашних условиях и не только.

Включать в домашний режим физические упражнения. Сделать все необходимое и занимать позицию наблюдателя.

Отзывы

Дочь села в 4 месяца и поползла в 5. С рождения делала ей массаж регулярно, упражнения.

Лиля, мама Оли

Ириша долго не ползала, были проблемы с тонусом. Приглашали курсами массажиста, села и поползла в 7 месяцев.

Катя, мама Иры

Ползать на четвереньках не хотел до полугода, получалось только на животике назад пятиться. Помогла сумочка. Положила перед ним, не дотянулся, смог подтянуть себя. Постепенно пополз.

Инна, мама Тимура

Даниил Александрович Пиругин

Врач-невролог, мануальный терапевт