Ползание – важный этап развития, подготовка к вертикальному положению. Это умение заложено природой. Кто сам начинает ползать, у того нужно стимулировать процесс. Кто не желает самостоятельно двигаться – учить: играть, делать массаж, упражнения и гимнастику.
Нормы и сроки и что на них влияет
Таблица: Особенности развития навыков ребенка
Возраст (месяц) | Особенности развития | Навыки |
1–3 | Лежа на спине, двигает конечностями. К 2 месяцам переворачивается. К 3 – поднимает голову, удерживает на весу. Это первое условие подготовки к ползанию. | Не ползает |
3–6 | Уверенно держит голову, лежа на животе. Приподнимается на локти, руки. Пытается передвигаться на руках и животе. Садится. Некоторые встают на четвереньки. | Ползает |
8–10 | Уверенно сидит, передвигается на четырех опорах. Встает в кроватке. | Ползает |
10–12 | К положению на четвереньках дополняется вертикальное на ножках. Первые шаги без опоры. | Ползает |
В норме малыш начинает ползать на четвереньках с пятого по десятый месяц. В большинстве случаев после того, как научится сидеть.
Все индивидуально: некоторые дети в 5 месяцев начинают ползать и к 7 легко передвигаются по свободной площади. Другие только пытаются вставать, но не ползают. В этом случае можно помочь малышу.
Во сколько месяцев можно ребенка учить ползать? Если не освоил навык к 7 месяцам, необходимо принять меры. Особенно если малыш пухлый. Требуется физическое укрепление спины и шеи. При переходе на стояние и хождение важно избежать искривлений и подготовить организм.
Если есть необходимость, после полугода нужно учить ребенка через личный пример, стимуляцию, поддержку. А помогать, способствовать развитию мышечного скелета важно с рождения.
Как ползают дети
На животе
Лежит, приподнимает голову и плечи. Подтягивает себя вперед руками, приподнимаясь, и опускается. Работают одновременно обе верхние конечности.
По-пластунски
Опора на живот, подняты голова и предплечья. Работают верхние конечности. Основа движений – повороты вправо-влево. Перемещение вперед за счет локтей и одного колена.
На четвереньках
Опора на две руки и колени. Живот высоко, основной упор на ноги. Сначала коленки почти не отрываются от пола, малыш балансирует на руках. Затем ручки и ножки действуют с одинаковой активностью.
Как понять, что ребенок скоро поползет? Младенец уверенно держит голову, поднимает плечи, корпус, упираясь ладонями в пол. Поворачивается в стороны с помощью рук, подключает колени. Отрывает живот от пола. Из положения сидя или лежа встает на четыре опоры и балансирует.

Гимнастика и упражнения для ползания
Укрепление верхней части туловища:
- «Дотянись до игрушки». Ребенок на животе. Перед ним на высоте интересная для него игрушка (предмет). Заинтересовавшись, малыш будет тянуться к ней, подниматься на ручки. Укрепляются мышцы, тренируется навык переменной смены рук.
- «Опора на руки». Младенец лежит на твердой поверхности на животе. Следует нежно приподнимать плечики, давая ребенку опереться на ручки. Усваивается навык, укрепляются верхние конечности.
- «Тачка». Положить игрушку подальше, но в поле зрения. Приподнять малыша, фиксируя ладонью под грудью, с возможностью опоры на руки. Придерживая ноги, стимулировать двигаться к игрушке, перебирая руками, слегка подталкивать.
Укрепление ног:
- «Лягушка» выполняется на твердой поверхности в положении лежа на животике. Необходимо держать малыша за голени, сгибать ножки, колени при этом уходят в сторону, разгибать. Сделать 5–7 раз, задержать в согнутом положении. Ребенок начнет отталкиваться, чтобы выпрямить ножки, с каждым разом сильнее.
- «Лягушка» лежа на спине. Взять за ножки, ладонями прикрывать колени. Ноги согнуть к животу. Расправить в сторону, колени наружу, как у лягушонка. Свести вместе, выпрямить. Повторить несколько раз.
- «Ножки вверх». Малыш на спине, держать ножки выпрямленными, не давать сгибаться. Поднимать аккуратно, медленно вверх на 90о, так же плавно опустить. Повторить несколько раз.
- «Опора к пяточкам». Положение лицом вниз. Немного согнуть ножки, делать опору на пяточки. Постепенно ребенок начнет отталкиваться и подтягивать ножки к животу.
Умение ползать на четвереньках (после укрепления навыка держать опору):
- «Черепаха». Делается вдвоем. Один держит малыша на весу с касанием рук и ног пола, второй постепенно передвигает левую ручку и правую коленку. Затем правую руку и левую коленку.
- «Вожжи». Делаются из мягкой ткани, полотенца или простынки. Материал прокладывается под грудь и живот. Взрослый поднимает за концы, стимулируя кроху встать на четвереньки. Дальше нужно заинтересовать ребенка и побудить двигаться вперед.
- «Пример». Показать другого малыша с навыком или взрослого. Пригласить в компанию ребенка постарше. У младенца возникнет желание двигаться аналогично, чтобы повторить, или поделить игрушки. Либо в качестве игры взрослому вставать на четвереньки и ползать рядом.
Каждый малыш нуждается в любви и заботе. Важно применять упражнения для поддержки ребенка, а не для ускорения его взросления, дабы не навредить физическому развитию.
Массаж общеукрепляющий
- Поглаживание рук и ног. Чадо на спинке, ножками к массирующему. Теплой ладонью гладить внутреннюю поверхность ручки от кисти к локтю, от локтя к плечу. Затем ступню большим пальцем вверх-вниз восьмеркой. Прогладить каждый пальчик. Ладонью – заднюю часть голени, бедро.
- Массаж груди и спины. Гладить грудь ладонью от середины в сторону. Затем животик кругами, вверх-вниз, от поясницы к пупку. Переворот, спинку поглаживать вверх тыльной стороной и вниз – ладонью.
После поглаживания аналогично провести растирание ручек и ножек (добавляется после 3 месяцев). Обхватывается запястье большим и средним пальцем. Скручивающими движениями подушечек растирать от запястья к локтю и выше. Ступню – от пяток к пальчикам и обратно. Голень и бедро – основанием ладони или подушечками пальцев, исключая область колена.
Растирать грудь, спинку и ягодицы. Ритмичные, но аккуратные надавливающие движения после поглаживания. Направления аналогичные: подушечками согнутых пальцев грудь массировать от середины к краю, спину и ягодицы – вверх и вниз.
Круговые движения рук добавляются в возрасте 3–4 месяца. Одновременно правая рука – по часовой стрелке, левая – против.
После 4 месяцев добавляется массаж ног: разминание и вибрация (постукивание), словно мягко и аккуратно замешивается тесто. И валяние – нога между ладонями, движения в противоположные стороны, словно лепишь из снега форму.
К массажу живота добавить пощипывание вокруг пупка.
На спине и ягодицах – пиление ребром ладони по всей области, вверх-вниз и сминание кожи между пальцами снизу вверх.
Игры с ребенком
- Доползи до погремушки. На расстоянии от малыша кладется погремушка, чтобы он мог предпринять попытки ползти и взять ее. Дать возможность изучить добычу. Забрать, отложить, чтобы снова дополз. Повторить несколько раз.
- «Паровозик». Наклеить ленту на полу перед ребенком. Положить любимый предмет. С другой стороны самому начинать ползти, говоря, что паровозик отправляется.
- Через мамину преграду. Сесть боком к малышу с вытянутыми ногами, игрушкой стимулировать перелезть через ноги и достать желаемое. Плохо ползающему можно помочь мамиными ногами перекатиться.
- Прятки с любимой игрушкой. Показать любимую куклу или машинку. На расстоянии спрятать под платочек. Открыть платочек, приговаривая: «Ку-ку, где? Вот она». Стимулировать доползти и найти. Перекладывать в разные места.
- Догонялки. Любимым предметом имитировать убегание, постепенно отдалять, чтобы у ребенка возникло желание догнать.
- Под аркой. Соорудить из подручных материалов арки, показать, как под ними ползти. С другой стороны эмоциями или любимой игрушкой манить малыша к себе.
- Необычные предметы. На расстоянии класть непривычные, новые для ребенка предметы: косметичку, зеркало, пылесос, кухонные принадлежности.
Мнение доктора Комаровского
Врач-педиатр Евгений Комаровский советует родителям не торопить события, не обращать внимания на других детей. Вовремя посещать детского доктора и прислушиваться к его мнению. Следить за самочувствием ребенка.
Делать массаж в домашних условиях и не только.
Включать в домашний режим физические упражнения. Сделать все необходимое и занимать позицию наблюдателя.
Отзывы
Дочь села в 4 месяца и поползла в 5. С рождения делала ей массаж регулярно, упражнения.
Лиля, мама Оли
Ириша долго не ползала, были проблемы с тонусом. Приглашали курсами массажиста, села и поползла в 7 месяцев.
Катя, мама Иры
Ползать на четвереньках не хотел до полугода, получалось только на животике назад пятиться. Помогла сумочка. Положила перед ним, не дотянулся, смог подтянуть себя. Постепенно пополз.
Инна, мама Тимура